Что же такое цифровая грамотность?
19.06.2018
Так что же такое цифровая грамотность?

Примерно с 2005 года, с появлением web 2.0, в нашу жизнь вошел новый формат социальных взаимодействий между людьми и стал, по сути, новой формой общественного сознания: блоги, вики-проекты, социальные сети и другие проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями. Информации стало много, сегодня она сыплется со всех сторон, её может создавать и видеть каждый. И при этом нет гарантий её достоверности. Поэтому стало важным умение ориентироваться в цифровых медиа и пользоваться ими.

Если рассматривать цифровую грамотность как программирование, то не понятно чему учить, потому что подход к программированию, рабочая среда – все очень быстро развивается. С другой стороны, мы движемся в мир, в котором компьютеры будут настолько разумны, что они просто возьмут на себя рутинную часть нашей работы, а нам надо разобраться с тем, что можем мы, люди, и, соответственно, культивировать это - например, эмоциональный интеллект.

Наше мышление тоже меняется, развивается. Для ориентации в большом количестве информации необходима креативность, что бы широко искать то, что может быть не сразу придет в голову. И при этом, для оценки адекватности и достоверности информации – критическое мышление.

Восприятие информации в социальных сетях отличается от привычных нам печатных изданий, где она раскрывается во времени линейно, последовательно. Путь чтения в интернете более ветвистый. Можно свернуть вправо или влево, можно углубиться в какой-то один кусочек, сориентироваться и выбрать куда пойти дальше, исходя из того, что больше нужно в эту минуту.

При этом каждый из нас может быть как читателем, так и автором. Поэтому можно говорить о владении инструментами создания и размещения информации как о важной составляющей цифровой грамотности.

Грамотность подразумевает уровень владения знаниями и навыками в определённой области и способность их применять на практике. Если брать базовые: чтение, счет, письмо – это способность сообщать некоторую информацию миру и воспринимать её из вне, т.е. грамотный человек – виден сам и видит то, что его окружает, он слышит других и они слышат его.

Понятие грамотности не статично, когда обновляется (социально, технологически) культурная среда в которой мы живем – нам необходимо приобретать новые навыки.

И, если для повышения языковой грамотности – нужна практика общения и чтения книг, то естественно предположить, что для развития цифровой грамотности – необходима практика культурного использования возможностей и коммуникаций цифровой среды, использование гаджетов.

Владеть современным языком коммуникации необходимо и для того, чтобы передавать свои знания ученикам и студентам. Иначе цифровая безграмотность станет барьером между поколениями.

Сейчас существует большой разрыв между той средой, в которой дети привыкли жить дома («цифровая бабушка» в виде телефона) и школьной средой. И дело здесь не только в оснащенности школ компьютерами, но и в готовности педагогов к использованию цифровых средств коммуникации, например: ребенок получает в школе задание, требующее поиска в интернете, а не просто запоминания фактов. Такой подход сделает школу более интересной для ребенка. Важно не разделять цифровую среду между школой и домом, а сокращать этот разрыв.

Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.

Сегодня 60% людей имеет аккаутны более чем в пяти социальных сетях. Какая часть из них думала о своей безопасности в интернете? И это тоже вопрос цифровой грамотности.

Вопрос актуального понимания цифровой грамотности обсуждался в дискуссии на тему «Цифровая грамотность. Что это?» в рамках ММСО в апреле 2018 года. С основными идеями выступлений мы познакомили вас, запись самой дискуссии можно посмотреть ниже на странице.

В дискуссии принимали участие:
  • Лукша Павел Олегович (директор проекта Global Education Futures, профессор практики, Московская школа управления «Сколково»);
  • Добрякова Мария Сергеевна (кандидат социологических наук, главный эксперт Института образования, НИУ «Высшая школа экономики»);
  • Кузора Игорь Вячеславович (кандидат физико-математических наук, руководитель отдела образовательных программ, Фирма 1С);
  • Асадова Наргиз (директор, Школа «КрашПро»).
Модератор дискуссии:
  • Кондаков Александр Михайлович,доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, генеральный директор Мобильное Электронное Образование.
Иллюстрация взята с сайта www.digital.report








Поиск
Ближайшее событие