Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
16.09.2019

12 сентября 2019 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Кузнецова Татьяна Ивановна, секретарь — Заботина Дарья Анатольевна).

MGOU1037.jpg

Ведущая заседания — научный руководитель семинара

Кузнецова Татьяна Ивановна

Заседание было открыто печальным известием о скоропостижной кончине 17 июля на 68-м году жизни активнейшего участника семинара, математика и поэта, Александра Владимировича Нелаевакандидата физико-математических наук, доцента, ветерана труда, Почетного сотрудника МГОУ, ведущего редактора газеты "Народный учитель", члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования. С докладом «ПАМЯТИ   АЛЕКСАНДРА  ВЛАДИМИРОВИЧА  НЕЛАЕВА» выступили: 

  • зав. кафедрой теоретической физики МГОУ Беляев Виктор Васильевич;
  • зам. декана физико-математического факультета, зав. кафедрой математического анализа и геометрии МГОУ Кондратьева Галина Вячеславовна; 
  • от совета ветеранов МГОУ — Шилова Серафима Федоровна;
  • от молодежи —  выпускник МГОУ 2011 года, редактор университетской газеты «Народный учитель» и студенческого журнала «Будь с нами», кандидат филологических наук Дрошнев Денис Дмитриевич.

 

MGOU0995.jpg
Беляев Виктор Васильевич

MGOU1028.jpg
Кондратьева Галина Вячеславовна

MGOU1043.jpg
Шилова Серафима Федоровна

MGOU1056.jpg
Дрошнев Денис Дмитриевич

                     Далее был заслушан доклад «ПОНЯТИЕ ЧИСЛА  В  ШКОЛЬНЫХ  КУРСАХ  МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ». Докладчики: Пантелеймонова Анна Валентиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры вычислительной математики и методики преподавания информатики Московского государственного областного университета; Белова Марина Александровна — старший преподаватель  кафедры вычислительной математики и методики преподавания информатики Московского государственного областного университета.

MGOU1076.jpg
Пантелеймонова Анна Валентиновна

MGOU1089.jpg
Белова Марина Александровна

Понятие числа является одним из фундаментальных понятий школьного курса математики. Оно активно используется при изучении теоретических основ и прикладных методов в школьном курсе информатики. В современной методике обучения математике и информатике накоплен большой опыт изучения числа, разработаны различные соответствующие подходы и методы. Перед учителем стоит вопрос, как из большого калейдоскопа идей, обоснований и трактовок понятия числа в курсе математики и информатики сложить единую картину.

Методика преподавания понятия числа имеет большую историю, за которую сформировались различные подходы, как к введению чисел, так и к последовательности изучения отдельных вопросов. Несмотря на то, что это одна из проработанных частей методики обучения математики, остаются проблемы с усвоением учащимися некоторых понятий и идей.

В современном школьном курсе математики (арифметика, алгебра и начала анализа) выделяют следующие содержательные линии:

  • числовая (натуральные, рациональные и действительные числа, степень с действительным показателем, логарифмы чисел, тригонометрические числовые выражения);
  • функциональная (прямая и обратная пропорциональность, квадратичная, показательная логарифмическая, степенная и тригонометрические функции, исследование функции с помощью производной, преобразования функций);
  • преобразования (выражений целых, рациональных, содержащих степени, логарифмы, тригонометрические функции);
  • уравнения и неравенства (линейные и квадратные, рациональные, показательные, логарифмические, иррациональные, тригонометрические уравнения и неравенства);
  • стохастическая (элементы комбинаторики, вероятности, статистики).

Развитие указанных линий в процессе обучения взаимосвязано. Числовая линия и линия преобразований развиваются с некоторым опережением по времени по отношению к другим. Формирование понятия числа, умений выполнять действия над числами являются основополагающими при изучении функций уравнений и неравенств и анализе данных. В школьном курсе математики изучаются только числовые функции, уравнения и неравенства решают на множестве заданных чисел, а анализ данных проводят с учетом природы самих данных. Изучение чисел и действий над ними проходит через весь курс математики с первого по одиннадцатый класс. Поэтому линию числа авторы заслуженно указали первой.

В докладе было рассмотрено расширение понятия числа в процессе обучения в школе, взаимопроникновение и дополнение содержания обучения понятию числа в курсах математики и информатики, предложены сценарии и методические рекомендации по обучению понятию числа в урочной и внеурочной деятельности школьников.

 MGOU1064.jpg

До скорых новых встреч (очных и дистанционных)!

          Во время заседания велась онлайн-трансляция, зарегистрировано более 70 участников, из них более 50 участвовали очно. Следующее заседание семинара состоится 10 октября 2019 года.

  

  Научный руководитель Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Кузнецова,

E-mail: kuzti45@gmail.com;

В.В. Беляев, Г.В. Кондратьева, С.Ф. Шилова, Д.Д. Дрошнев,

 А.В. Пантелеймонова, М.А. Белова 








Возврат к списку

Поиск
Ближайшее событие