Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
14.12.2018
13 декабря 2018 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Кузнецова Татьяна Ивановна, секретарь — Заботина Дарья Анатольевна).

7T1A3799.jpg

Заседание открыла Кузнецова Татьяна Ивановна докладом «100 лет Семену Исааковичу Шварцбурду», рассказав о жизненном пути и этапах творческой деятельности этого замечательного педагога-математика.

Шварцбурд Семен Исаакович — советский математик-педагог, автор многочисленных научных работ в области методики обучения математике (в частности, повышенной математической подготовки, факультативных занятий по математике), педагогики, прикладной математики, педагогических аспектов использования в учебном процессе вычислительной техники, а также методических пособий для учителей и учащихся, серий методических сборников, учебников по математике для 5-6 и 10-11 классов общеобразовательных и специализированных школ.
С.И. Шварцбурд — доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР. В своей докторской диссертации (авторском докладе) «Проблемы повышенной математической подготовки учащихся» он выделил три этапа в решении любой прикладной задачи: этап формализации, т. е. создание математической модели, этап решения внутри математической модели и этап интерпретации. Это было новым результатом. Понятие модели, которое практически отсутствовало в методической литературе, заняло центральное место, содержательно обогатило русский математический язык.
С.И. Шварцбурд — заслуженный учитель РСФСР, лауреат первой премии имени К. Д. Ушинского (за реализацию идеи создания специализированных физико-математических школ). Под его руководством было защищено более 70 кандидатских диссертаций.

7T1A3800.jpg

Докладчик — профессор Кузнецова Т.И.

Т.И. Кузнецова рассказала о своей совместной работе с С.И. Шварцбурдом в Вечерней математической школе при МГУ, в редколлегии выпусков серии «Математическая школа. Лекции и задачи» (с 1964 года), в лаборатории прикладной математики, о большой роли Семена Исааковича в ее научном становлении.

Второй доклад был посвящен теме «Реализация преемственности в математических дисциплинах педагогического вуза и переходных классов общеобразовательной школы» и подготовлен доктором педагогических наук, профессором РГГУ Жаровым Валентином Константиновичем и кандидатом физико-математических наук, профессором Ташкентского педагогического университета им. Низами Тургунбаевым Рискильди Мусаматовичем.

7T1A3806.jpg

Докладчик — профессор Жаров В.К.

Актуальность идеи доклада заключается в том, что во времена бурного изменения образовательных систем важно в образовательных структурах сохранять «островки» стабильности, на которых школьники и студенты первых курсов чувствовали бы себя комфортно. Для этого были предприняты усилия по проведению эксперимента в учебных заведениях (лицее и колледже), подшефных Ташкентскому педагогическому университету имени Низами. Полученный опыт был распространен на несколько других специализированных учебных заведений.
Новизна представляемого исследования определяется тем, что теоретической базой проводимого эксперимента стали: уточненное определение преемственности, понятие лексикона, личностного и предметного атомарного словаря, а также базовые понятия приемов и методов ментально-лингвального комплекса (МЛК). В докладе приводится пример реализации преемственности в образовательных структурах с помощью понятия меры.

Тезис 1. Определения понятия преемственности. Образовательная среда применения понятие преемственности изменилась с начала двухтысячных годов.
Тезис 2. ЭОС существенно влияет на потоки учебной информации. Изменились также и методические возможности работы преподавателей.
Тезис 3. В арсенал преподавательской деятельности вошли такие понятия, как информационный поток, дискретность и непрерывность, плотность потока, тезаурус предмета (учебной дисциплины), Лексикон включающего в себя личностные тезаурусы и др. Следовательно, методика преподавания математики (как и любых других учебных дисциплин) должна учитывать эти изменения.
Тезис 4. Ментально-лингвальный комплекс в преподавательской деятельности приобретает иные, чем раньше, цвета и спектры.
Адаптированный задачник по началам математического анализа для будущих учителей, который был написан Тургунбаевым Р.М., с учетом современных реалий и есть один из возможных результатов проводимого в Ташкентском педагогическом университете эксперимента.

7T1A3804.jpg

Заседание завершилось обсуждением рассматриваемой темы. Т.И. Кузнецова отметила роль С.И Шварцбурда в развитии понятия преемственности в преподавании математики, напомнив о его статье «Некоторые вопросы преемственности в обучении математике» (Шварцбурд С.И., Оксман Л.С., «Математика в школе», № 4, 1987).

7T1A3813.jpg

До скорых новых встреч (очных и дистанционных)!

Во время заседания велась онлайн-трансляция, зарегистрировано более 70 участников. Следующее заседание семинара состоится 14 февраля 2019 года.

Научный руководитель Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» 
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Кузнецова Т.И,

E-mail: kuzti45@gmail.com
авторы второго доклада: профессор РГГУ Жаров В.К.,
профессор ТПУ Тургунбаев Р.М.













Поиск
Ближайшее событие