Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
17.04.2019

11 апреля 2019 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Кузнецова Татьяна Ивановна, секретарь — Заботина Дарья Анатольевна). Были заслушаны три доклада.

MGOU2509.jpg

Первый доклад «Сивашинскому Израилю Хаимовичу — 110 лет» посвящен описанию жизни и деятельности замечательного учителя математики. Докладчик — ученица И.Х. Сивашинского Кузнецова Татьяна Ивановна, руководитель семинара.
Сивашинский Израиль Хаимович (а для его учеников Ефимович) — замечательный учитель математики — родился на Украине, в Полтавской области, в семье винодела. В 1936 году окончил физико-математический факультет Киевского университета.
Участник Великой Отечественной войны — в 1941–1943 гг. служил офицером топографической службы на фронте, но из-за контузии был демобилизован. Затем работал в Москве — преподавал математику в Школе военно-воздушных сил, в станкостроительном техникуме, в школе № 17 и в школе № 2. Больше 20 лет Израиль Хаимович проработал в Московском городском институте усовершенствования учителей методистом.

MGOU2541.jpg

Докладчик Кузнецова Т.И.

В 1960 году И.Х. Сивашинский, как сильный преподаватель математики и, более того, как ведущий методист, был приглашен на работу в московскую школу № 2 её директором В.Ф. Овчинниковым — для проведения занятий во вновь набранном сильном 9-м классе — 9Г, представителем которого является докладчик. С этого события началась история школы как математической. Поэтому считается, что И.Х. Сивашинский – один из её организаторов. Работа в этой школе с одарёнными детьми подвигла его на написание и издание 7 книг:

  1. Как помочь детям учиться. – М.: Знание, 1965. 79 с. – (в соавторстве с И.Г. Овчинниковой).
  2. Элементарные функции и графики (теория и задачи с решениями). – М.: Наука, 1965, 1968. 244 с.
  3. Задачник по элементарной математике. – М.: Наука, 1967. 513 с.
  4. Неравенства в задачах. – М.: Наука, 1967. 304 с.
  5. Задачи по математике для внеклассных занятий (9-10 классы) / Под редакцией В.Г. Болтянского. – М.: Просвещение, 1968. 311 с.
  6. Пособие по математике для техникумов. – М.: Высшая школа, 1970. 450 с.
  7. Теоремы и задачи по алгебре и элементарным функциям. – М.: Наука, 1971. 367 с.

Как отмечается в аннотациях, эти книги предназначены в первую очередь для самообразования, могут быть полезны преподавателям и учащимся математических школ, руководителям математических кружков, студентам, а также при подготовке к конкурсным экзаменам в вузы, в которых предъявляются повышенные требования по математике.
И.Х. Сивашинский был награждён орденом «Красной Звезды» (1946), орденом «Знак Почета» (1957), знаком «Отличник народного образования» (1963). Ему было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1968). В 1969 году он стал персональным пенсионером.
В ноябре 1971 году вместе с женой и двумя детьми уехал в Израиль, где в 1971–1982 гг. преподавал математику в Иерусалимском университете и издал несколько пособий по математике. Скончался 31.01.1991 и похоронен в Иерусалиме.
Дети И.Х. Сивашинского: сын Григорий окончил мехмат Московского университета, профессор Тель-Авивского университета, крупнейший в мире специалист по математической теории горения. Математики называют его научным «внуком» А.Н. Колмогорова; дочь Виктория окончила нашу московскую школу № 2 и матфак Иерусалимского университета, ныне проживает в США.
В заключение Т.И. Кузнецова отметила, что пособия для поступающих в вузы, созданные И.Х Сивашинским, не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Второй доклад — «О книгах И.Х. Сивашинского» — подготовил Дворянинов Сергей Владимирович — к.ф-м.н., автор статей, задач в журналах «Квант», «Математика в школе», «Математика для школьников».

MGOU2537.jpg

Докладчик Дворянинов С.В.

С.В.Дворянинов сказал, что наше решение отметить 110-летие И.Х. Сивашинского заслуживает всяческой поддержки и одобрения. Книга Израиля Хаимовича «Неравенства в задачах» – одна из двух первых купленных им в январе 1968 году математических книг в книжном магазине у метро “Лермонтовская”, когда он с товарищами возвращался с областной математической олимпиады, проходившей в пединституте поблизости. До электрички на Серпухов, где он жил в то время, оставалось время и они зашли в книжный магазин… Эта книга ему памятна и очень дорога. Он считает ее самой лучшей для школьников по элементарной математике.

Третий доклад посвящен теме «Формирование предметных и мета-предметных компетенций по математике в профильных классах». Авторы — представители Иркутского университета: Кузьмин Олег Викторович — заведующий кафедрой теории вероятностей и дискретной математики, д.ф-м.н., профессор, заслуженный учитель РФ; Кузьмина Елена Юрьевна — директор Лицея ИГУ, учитель математики, к.ф-м.н., доцент, Заслуженный работник образования Иркутской области.

MGOU2521.jpg

Докладчик Кузьмин О.В.

В докладе рассматриваются основные проблемы формирования предметных и метапредметных компетенций в процессе углубленного изучения математики в профильных классах. В основе обучения на уровне основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Его методология в разработке стандарта реализована в деятельностной парадигме, согласно которой координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст учащихся. Это означает, что для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых учащимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться условием и движущей силой развития ребенка. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения новых образовательных технологий, методов, приемов и форм работы. Требования к освоению учащимися основных образовательных программ должны быть тесно связаны с условиями организации образовательной деятельности.

На ряде конкретных примеров организации образовательной деятельности МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска демонстрируется подтверждение сказанного выше, в частности, достижение таких результатов учащимися, как умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, уметь работать в группе, разрешать конфликты, аргументировать и отстаивать свое мнение.

В дискуссии участвовали: С.В. Дворянинов, А.В. Шевкин, Г.В. Кондратьева, Т.И. Кузнецова, 
М.А. Петрова, Н.В. Романова 

MGOU2547.jpg

До скорых новых встреч (очных и дистанционных)!

Во время заседания велась онлайн-трансляция, зарегистрировано более 150 участников. За фотографии и техническое сопровождение мероприятия благодарим отдел мультимедиа, веб-технологий и информации Управления информатизации МГОУ. Следующее заседание семинара состоится 16 мая 2019 года.

Научный руководитель Всероссийского научно-методического семинара
«Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» 
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Кузнецова,
E-mail: kuzti45@gmail.com;
С.В. Дворянинов, О.В. Кузьмин, Е.Ю. Кузьмина













Поиск
Ближайшее событие