Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
20.05.2019

16 мая 2019 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Ивановна Кузнецова, секретарь — Дарья Анатольевна Заботина).

Было заслушано три доклада, два из них сделала О.А. Багишова — учитель математики московской школы № 1505 "Преображенская", старший эксперт предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) и основного общего образования (ГИА-9) по математике; эксперт по проверке заданий с развернутым ответом международных исследований PISA и TIMSS. Обладатель Почетной грамоты победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2009 год); победитель конкурсного отбора на соискание Гранта Москвы в сфере образования в 2010 году; обладатель Диплома Призера очного тура IV творческого конкурса учителей математики (2007 год).

7T1A6199.jpg

Докладчик Ольга Анатольевна Багишова

Первый доклад «Презентация книги «Математика древнего мира на уроках в школе» А.Г. Хармаца» был посвящен недавно вышедшему в издательстве «Прометей» пособию, написанному старейшим участником семинара, всю свою жизнь посвятившим преподаванию математики и ее истории. Представленная книга — жемчужина педагогической мысли.

Хармац АГ.jpg

Анатолий Григорьевич Хармац (род. 08.08.1933)

Обложка.jpg

Второй доклад — на тему «МЭШ – подарок учителю или головная боль?».
«Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому». Именно так звучит на сайте мэра Москвы приветствие всем заинтересовавшимся этим вопросом.
Московский проект «Московская электронная школа» затронул огромное количество москвичей: детей, их родителей, учителей, а потому не мог остаться незамеченным. В школах появились новые доски, а родители следят за успеваемостью своих детей прямо на своем рабочем месте через мобильное приложение.

Что же такое МЭШ? Давайте разберемся.
В МЭШ входит дорогое интерактивное электронное оборудование: доска, планшеты. В библиотеке МЭШ собраны сотни тысяч заданий, текстов, изображений, электронных учебных пособий, сценариев уроков по самым разным предметам. Теперь ребятам можно не записывать домашнее задание в свой бумажный дневник, достаточно «кликнуть» в приложении – и оно откроется.
Кстати, домашнее задание может оказаться весьма разнообразным: посмотреть видеоролик, пройти тест, а может содержать список номеров из традиционного учебника – реши примеры или задачи.

Однако, оказавшись среди учителей математики, можно услышать негативные отзывы о МЭШ. Почему? Прежде всего надо учесть специфику предмета, который мы переводим на «электронные рельсы». Конечно, чем долго рассказывать про вулканы на уроке географии лучше их показать на большом экране, со звуковым сопровождением, в ярких красках. Не нужно хранить в кабинете огромное количество иллюстраций художников учителю МХК и изобразительного искусства – теперь они все у него «под рукой».
Но возвращаясь к урокам математики, начинаешь понимать, что для нас рабочая поверхность доски все-таки больше предназначена не для показа ярких картинок, а для решения примеров и задач, для поиска общих знаменателей и действий с корнями. Львиную долю урока мы решаем, решаем, пишем и пишем. Практикум – основа успешного освоения курса математики.

Да. Нам есть что показать – портреты великих математиков, преобразования графиков, идеи непрерывности в геометрии, пространственные и плоские чертежи, авторские зарисовки на математические темы… Но опять на душе начинают кошки скрести: и только ради этого?! Не наблюдатели-созерцатели пришли к нам в кабинет математики, а труженики, у которых в руках шариковая ручка. И они все время ею что-то пишут.
Страшно становится, когда подумаешь, что твоего ребенка будет учить такой вот современный учитель, который включит ему мультик про дроби, а на дом задаст посмотреть видео. А несовременную «бабушку-учительницу», которая не сможет новой доской пользоваться, проводят на пенсию, хотя ее ученики в свое время поступали в самые престижные вузы и школьную математику помнили долгие годы.
Одно из достижений МЭШ, по мнению ее разработчиков, это возможность любого учителя выкладывать в нее свои материалы, а также черпать из нее любые материалы и использовать их на своих уроках. Реальность же такова, что выложить хороший материал – дело очень трудоемкое. И найти подходящий для твоего класса урок при таком разнообразии материала тоже требует немалого времени. Поэтому учителя математики включают доску и пишут на ней все те же примеры, только мел им не нужен. А потом, собравшись вместе, критикуют: маленькая она. Да и зачем повесили? Ольга Анатольевна попыталась выделить «плюсы» и «минусы» МЭШ и найти возможные пути преодоления недостатков.
В обсуждении доклада участвовали очно: Т.И. Кузнецова, Н.В. Романова, А.В. Шевкин , и дистанционно: А.В. Пантелеймонова, Г.К. Муравин, Д. Чудаков, О.Тишкина , Н. Бауэр , К. Каптелина, М. Кустарева, Н. Потрашова. 

CB5B8411.jpg

Ответы на вопросы в чате семинара

CB5B8419.jpg

Н.В. Романова делится опытом

7T1A6209.jpg

Александр Владимирович Шевкин не может молчать: «Приятно было послушать коллегу, представившую довольно взвешенный и осторожный взгляд на московское нововведение МЭШ — без ажиотажа и фанатизма. С большим числом вопросов: не потерять бы при этом что-то ценное, что имеем».
В заключение О.А. Багишова сказала, что мы стоим в «точке новых возможностей». Школа настоящего уже является во многом школой будущего. Мы создаем что-то новое. Это ощущается всеми, кто имеет отношение к школе. Только тревога не уходит: ведь эксперимент ставят над нашими детьми! Над моими коллегами! Надо мной! Мы точно получим что-то лучшее? Назад ведь не вернёшься. И зеленые доски, увы, никто уже не повесит. Не ошибиться бы…

7T1A6203.jpg

Не ошибиться бы …

Третий доклад «Отчет о работе Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в 2018/2019 учебном году» был сделан его руководителем Т.И. Кузнецовой. Было проведено 8 заседаний и заслушано 22 доклада, представленных 24 авторами — от члена-корреспондента МАНПО и профессора Московского университета до воспитателя детского сада — из Москвы, Наро-Фоминска Московской области, из Санкт-Петербурга, Иркутска, Ярославля, а также из Ташкента (Республика Узбекистан).
Во время заседаний семинара велась онлайн-трансляция, число участников доходило до 160. Дистанционные участники представляли Москву и Подмосковье, Архангельск, Елец, Киров, Орел, Самару, Сыктывкар. Среди участников — и педагоги университетов Казахстана и Узбекистана, так что можно считать, что наш семинар-вебинар проводится с международным участием. Докладчикам и активным участникам семинара были вручены сертификаты.
В чате семинара была высказана благодарность за очень интересные заседания, докладчиков благодарили за содержательные лекции. Сначала из чата, а затем и очно, поздравили Т.И. Кузнецову с десятилетним юбилеем руководства семинаром, на что она пообещала, что в ближайшие заседания отметим 60-летие семинара и 125-летие его основателя Ивана Козьмича Андронова. Очередное заседание семинара состоится 12 сентября 2019 года.

7T1A6215.jpg

До скорых встреч (очных и дистанционных)!

Научный руководитель Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Кузнецова,
e-mail: kuzti45@gmail.com;
докладчик О.А. Багишова,
e-mail: bagishova1032@yandex.ru












Поиск
Ближайшее событие