Материалы семинара «Эффективный директор» по изучению и применению лучших образовательных практик
27.09.2017

Руководитель сегодня – это не просто управленец, принимающий решения, а живое воплощение организации в глазах внешнего мира, а это большая ответственность. Тема уникального опыта инновационного руководства образовательным учреждением была представлена слушателям, собравшимся в МГОУ на семинаре – вебинаре «Эффективный директор» 26 сентября 2017 года Фишбейном  Дмитрием Ефимовичем, директором лицея НИУ ВШЭ. Организаторами встречи выступили проректор по непрерывному образованию Н.И. Яковлева и директор центра управления образовательными системами Л.И. Осечкина.

Опыт современного образовательного учреждения вызвал эмоциональный отклик у слушателей, которые сами возглавляют школы и гимназии области, своей неординарной яркостью, самобытностью.

Дмитрий Ефимович говорил об истории и достижениях лицея.  Несмотря на то, что школу трудно сравнить с крупной корпорацией, она наравне с ведущими компаниями из других сфер экономики входит,  избирает своим важнейшим фактором системный индивидуальный подход к каждому сегменту, привычной образовательной системы. Лицей стоит на позициях выбора: направления обучения, учебного плана, форм обучения; определении приоритетов:  факультативных занятий, учебных сообществ, клубов по интересам;   исследования: критического мышления, методов анализа, научного чтения. 

Выступающий особенно подчеркнул принятые ученически-преподавательским составом принципы: взаимного уважения, наследования ценностей, ответственных выборов, базового доверия, совместного проектирования, самостоятельности, академической ценности, которые считает краеугольным, организующим фактором любой системы управления.

Успешность проведения внедряемых инноваций обеспечивается целенаправленной работой с преподавательским составом, где приветствуется набор молодых сотрудников; определяется  22 часа в неделю рабочего времени преподавателя. В стенах лицея нет привычной системы контроля за обучающимся, нет классно-урочной системы образования, замененной  учебными группами; существует возможность изначального выбора профиля образования и изменение его, если учащийся понял его несостоятельность для себя. В случае перехода из профиля в профиль, учащийся сам наверстывает необходимый материал и сдает академическую разницу в программе курса.

Лицей стал площадкой построения широкого пространства проб, возможностей самореализации, применения знаний и талантов.

Д.Е. Фишбейн сделал акцент на том, что в контексте новой системы обучения появилась необходимость менять позиции, взгляды родителей и детей на паттерны процесса и форм обучения.

К новациям лицея можно отнести: систему оценки знаний (то 0 до 6 баллов); форматы ускоренного обучения необходимых предметов; индивидуальный учебный план для учащегося; большое количество факультативов (утилитарных, культурно-массовых и «чудаковатых» или «чтобы себя попробовать», например норвежский язык); традицию стажировок в стенах лицея учащихся школ; заочного формата изучения ОБЖ (выезды в летние лагеря выживания); самостоятельная разработка мероприятий учащимися лицея (с консультацией преподавателя).

Очевидно, что столь богатый инновационно-творческий опыт вызвал множество вопросов участников вебинара.

Анализ и оценка условий, созданных в лицее,  стали  мотивацией  творческих идей слушателей, активных обсуждений, договоренности о новой встречи, намеченных перспектив дальнейшей работы.


фото1.JPG

фото2.JPG

Интересным для слушателей стал и следующий выступающий. Наталия Геннадиевна Артамонова директор МАОУ «ДЮЦ «Радость» Красноармейского городского округа Московской области.

Наталия Геннадиевна Артамонова достаточно известна как инициатор педагогического наставничества, прекрасный организатор, активный и ищущий руководитель. Ее центр насчитывает более 40 секций и направлений кружковой работы.


фото 3.JPG

Как руководитель центра МАОУ «ДЮЦ «Радость»  Н.Г. Артамонова видит своей задачей грамотную организацию преемственности в работе системных составляющих  образовательного взаимодействия школы и дополнительного образования.

Идея,  которая была вынесена на обсуждение  пространства семинара – вебинара «Эффективный директор», заключается в обозначении следующих направляющих работы системы школа – ДПО: создание информационного блока (накопление событийной среды, происходящих событий в среде учащихся и родителей); репортерский блок (освещение, критическая оценка, констатация событий жизни школы).

Н.Г. Артамонова дает обозначение для совокупности блоков -«корпункт». В состав  корпункта входят: редакционный совет корпункта; шеф редакторы; редакторы; режиссеры; операторы; корреспонденты; корреспондентские группы в классах; служба общественных связей.

Компетенции участников корпункта представлены умением:  вести диалог; искать грамотный выход из сложившихся ситуаций; не уходить от проблем, или пытаться решить их силой;  слушать своих оппонентов и слышать, что они говорят; формировать свою точку зрения; учитывать все мнения вырабатывать свою позицию.

В рамках проекта, учащиеся под руководством педагога осваивают навыки журналистики  и операторского мастерства, умения вести себя в трудной ситуации, навык написания сценария  к телевизионному сюжету, и умения исполнять роль главного редактора,  осуществляющего взаимодействие всех новостных бригад не только внутри школы, но и между школами.

Перспектива проекта это подключение к работе ДПО информационные ресурсы города и школ города. Такая форма взаимодействия системы школа – ДПО должна стать дополнительным источником образовательного творчества и возможностью самореализации, раскрытия потенциала школьника, смыслообразующим фактором для приложения творческих способностей растущего поколения.

В заключении семинара – вебинара  «Эффективный директор» состоялось обсуждение результатов, давались методические и психологические пояснения к представленным творческим идеям. Можно заключить, что был, достигнут оптимальный уровень интеграции теории и практического опыта, классической методологии и авторских наработок.



Видеозапись Фишбейн Д.Е.:




Видеозапись Артамонова Н.Г.:






Материалы вебинара