14 ноября 2019 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик МАНПО Кузнецова Татьяна Ивановна, секретарь — Заботина Дарья Анатольевна).
Был заслушан доклад «Содержание обучения математике в ФГОСе. Что не так?».
Докладчик: Шевкин Александр Владимирович — Заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов мэрии Москвы в области образования, соавтор учебников серии «МГУ-школе» (С.М. Никольский и др., ПРОСВЕЩЕНИЕ), кандидат педагогических наук.
Эл. почта: avshevkin@mail.ru. г. Москва.
Докладчик Шевкин А.В.
В 2017 году министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева объявила, что Стандарт должен быть наполнен содержанием обучения. Работа выполнена и прошла два этапа обсуждения. В докладе выделены ошибки и неточности, предложенные к исправлению на каждом этапе обсуждения. Обращено внимание на то, что некоторые замечания, сделанные на первом этапе обсуждения, устранены, но есть ещё много очевидных ошибок, которые не устранены. Так, Стандарт ориентирован не на формирование знаний, а на их применение. В нём отсутствуют требования к математической подготовке способных и старательных учащихся — главного источника кадрового потенциала страны. Их будут учить как неспособных и ленивых, ориентируясь на минимальные требования. Кроме того, в Стандарте нет требований для школ (классов) с углублённым изучением математики. В этом заключается его разительное отличие от государственных программ советского периода. Полный текст доклада можно посмотреть здесь: Шевкин А.В. Содержание обучения математике в ФГОСе. Что не так?
В дополнение к подробному анализу А.В.Шевкина выступил Муравин Георгий Константинович — Почётный работник общего образования Российской Федерации, автор учебно-методических комплексов по математике для 1–11 классов, кандидат педагогических наук.
Муравин Г.К.
Г.К. Муравин напомнил, что в прежних Стандартах речь шла о распределении материала по относительно завершенным этапам: 5–6 классы, 7–9 классы, 10–11 классы. Это давало возможность вариативности в распределении материала внутри этапа. Главный недостаток настоящего Стандарта, с его точки зрения, заключен не столько в содержании требований к результатам обучения, сколько в соотнесении этих требований с конкретными годами изучения математики.
До скорых новых встреч (очных и дистанционных)!
Во время заседания велась онлайн-трансляция, зарегистрировано порядка 50 участников, 24 участника присутствовали на заседании семинара очно. Следующее заседание семинара состоится 12 декабря 2019 года.
Научный руководитель Всероссийского научно-методического семинара
«Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Кузнецова,
email: kuzti45@gmail.com; А.В. Шевкин, Г.К. Муравин