Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
17.12.2019

12 декабря 2019 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик МАНПО Кузнецова Татьяна Ивановна, секретарь — Заботина Дарья Анатольевна).

Фото 1.jpg

Было заслушано два доклада. Первый доклад «Дело И.К. Андронова живо: научно-методическому семинару «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» — 60, его основателю И.К. Андронову — 125» сделала руководитель семинара Кузнецова Татьяна Ивановна.

Фото 2.jpg

Докладчик Кузнецова Т.И.

Семинар был организован в 1959 году Академией педагогических наук СССР. Его основатель и первый руководитель — член-корреспондент АПН, профессор, заведующий кафедрой высшей алгебры, элементарной математики и методики преподавания математики МОПИ им. Н.К. Крупской (в настоящее время МГОУ) Иван Козьмич Андронов, который основным назначением семинара считал обсуждение диссертаций аспирантов. После его кончины семинаром руководили профессора Бровиков И.С., Верченко И.Я., Мантуров О.В., Сабинин Л.В., Луканкин Г.Л. В течение последних десяти лет семинаром руководит профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Кузнецова Т.И. В настоящее время семинар вступил в 61-й год своей работы.
Приведем краткий отчет за последние пять лет (2014/2015 — 2018/1019 уч. гг.):

  • проведено 39 заседаний и заслушано 65 докладов;
  • 52 докладчика представили учебные заведения Москвы, Московской обл. (Одинцово, Красноармейска, Наро-Фоминска), Санкт-Петербурга, Вятки, Ельца Липецкой обл., Иркутска, Орла, Сыктывкара, Якутска, Ярославля.
Наш семинар — с международным участием, представленным Республикой Узбекистан. Докладчики — от члена-корреспондента МАНПО до воспитателя детского сада. Докладчикам и активным участникам семинара на майских заседаниях были вручены сертификаты. Практически все заседания записывались на видео. С ноября 2018 года во время заседаний ведется онлайн-трансляция с высылкой зарегистрировавшимся участникам электронных сертификатов. Число дистанционных участников порой доходит до 160. Это представители Москвы и Подмосковья, Архангельска, Ельца, Кирова, Орла, Самары, Сыктывкара. Среди участников – и педагоги университетов Казахстана и Узбекистана.
12 марта 2015 года семинар принимал дорогих гостей — Ольгу и Екатерину Савельевых — внучку и правнучку И.К. Андронова, которые выступили с воспоминаниями. Они были приглашены на доклад Кузнецовой Т.И., посвященный юбилею И.К. Андронова (60 лет) и нашего семинара (55 лет).

Как и прежде, журнал «Математика в школе» ежегодно публикует статьи-отчеты о работе семинара, в которых представлены аннотации всех заслушанных докладов. Из просмотра аннотаций видно, что большая часть докладов посвящена методике преподавания математики. Особое внимание было уделено развитию математических способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста (Зюзина Т.Н., Кузьмин О.В.). В этом плане интересен и доклад психолога, высказавшего свой взгляд на влияние методики чтения русскоязычных текстов в начальной школе на способность решать задачи (Ясюкова Л.А.). Несколько докладов было занято под презентации книг — монографий, учебных пособий (Жаров В.К., Таратухина Ю.В.; Дворяткина С.Н., Кузнецова Т.И.; Ястребов А.В.).
Муравин Г.К. представил комплект электронных учебников по математике для средней школы.
Багишова О.А. сделала презентацию книги «Математика древнего мира на уроках в школе» своего отца — старейшего преподавателя МГОУ Хармаца А.Г.

Были представлены темы из истории преподавания математики, в частности часть из них были посвящены юбилейным датам замечательных математиков-педагогов - 180 лет А.Н. Страннолюбскому, 165 лет А.П. Киселеву, 115 лет А.Н. Колмогорову, 110 лет И.Х. Сивашинскому, 100 лет И.С. Бровикову, 100 лет С.И. Шварцбурду, 90 лет Ю.М. Колягину, 80 лет И.Н. Антипову.
12 марта 2015 года наш семинар отметил свой юбилей (55 лет) и юбилей своего основателя И.К. Андронова (120 лет). Четыре доклада были посвящены памяти наших коллег, активных участников семинара, ушедших в мир иной: Колягина Юрия Михайловича (07.11.2016), Дубова Эдуарда Львовича (23.12.2018), Садчикова Виктора Андреевича (31.01.2019), Нелаева Александра Владимировича (17.07.2019). В заключение Т.И. Кузнецова сказала, что в нашей работе много насущных проблем, поэтому нам надо встречаться и обсуждать их. А где это можно сделать? Конечно, на регулярном семинаре, которому Иван Козьмич Андронов придавал очень большое значение, о чём свидетельствует вся его научно-педагогическая деятельность, направленная на воспитание и совершенствование нашего учительства.

Фото3.jpg

Второй доклад «Формирование у школьников основ культуры исследовательской и проектной деятельности в свете последнего поколения ФГОС» представила Романова Наталья Владимировна — учитель математики высшей квалификационной категории, руководитель кафедры технологических наук ГБОУ города Москвы «Школа № 2072».


Фото 4.jpg

Докладчик Романова Н.В.

Тема второго доклада в юбилейном заседании семинара была выбрана не случайно, а по ряду причин:
в этом году на основной ступени образования выпускаются первые «ФГОСовские» дети, которые первыми прошли путь обучения в парадигме планируемых результатов и возможностей. В связи с этим государственная итоговая аттестация в формате ОГЭ претерпела изменения;

  • в нашу жизнь стремительно приходят разнообразные и не только образовательные проекты, значимость которых трудно переоценить. Государственная политика в сфере образования - это комплекс колоссальных проектов и практических мероприятий;
  • школьные проекты вышли на уровень взаимодействия с вузами-партнёрами, которые предоставляют свои ресурсы для развития потенциала школьников;
  • МЭШ (Московская электронная школа) только «родившись» преобразовывается в Российский ресурс РЭШ (Российская электронная школа) и становится неотъемлемой частью образования - знаком качества в сфере образования и науки, измерительным инструментом уровня преподавания и качества школьного преподавания;
  • успешно работают полигоны медицинских классов, кадетских, IT классов, преуниверсарий, академический и инженерный профильные образовательные направления для развития индивидуальных образовательных траектории обучающихся.
Романова Н.В. поделилась опытом преподавания и продемонстрировала достижения своих обучающихся в проектной деятельности, которая всё больше приобретает значимость, потому что:
  • оценка за проекты идёт в аттестат;
  • в ходе работы над проектом у обучающихся появляются новые профессиональные взаимодействия;
  • в ходе защиты проекта у обучающихся появляются конкурентные позиции и это новый ценный опыт для них (это то, что мы должны воспитать у детей);
  • появляются перспективы для образования в вузе на основе личного интереса и развития, а часто и на бюджетной основе, если тема работы ученика интересна вузу-партнёру.


Фото 5.jpg

До скорых новых встреч (очных и дистанционных)!

Во время заседания велась онлайн-трансляция, зарегистрировано порядка 150 участников. Следующее заседание семинара состоится 13 февраля 2020 года.

Научный руководитель Всероссийского научно-методического семинара 
«Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» 
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Кузнецова, e-mail: kuzti45@gmail.com
Н.В. Романова










Возврат к списку

Поиск
Ближайшее событие