Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
16.03.2020

12 марта 2020 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик МАНПО Кузнецова Татьяна Ивановна, секретарь — Заботина Дарья Анатольевна).

Фото 1.jpg

Был заслушан доклад на тему «Обеспечение реализации профильного обучения математике в условиях ФГОС среднего общего образования».
Авторы доклада:

  • Кузьмин Олег Викторович (Иркутск, ФГБОУ ВО ИГУ) — заведующий кафедрой теории вероятностей и дискретной математики, д. ф.-м. н., профессор, заслуженный учитель РФ;
  • Кузьмина Елена Юрьевна (Иркутск, МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска) — директор, учитель математики, к. ф.-м. н., доцент, заслуженный работник образования Иркутской области.

Фото 2.jpg

Докладчик О.В. Кузьмин и руководитель семинара Т.И. Кузнецова

Содержание образования – модель социального заказа, т.е. комплекс требований общества к тому, что должен знать и уметь, какими качествами должен обладать человек. Образование носит общественно-исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, традициями и стратегией государства в области образования. Цели и ценности образования изменяются под влиянием сложных социально-экономических процессов в современном обществе (требований жизни, уровня экономического и технического развития страны, уровня развития научного знания, уровня развития в данной культуре философии, искусства, науки, морали, права, политики, отношения к религии).

Современные цифровые технологии задают глобальный вызов – определяют ситуацию, когда каждый может стать участником или инициатором любого события планетарной значимости. Современная молодежь растет с пониманием того, что личности необходимо найти свое место не только в масштабах одной, своей, страны, но и через восприятие себя как единицы макроэкономического высококонкурентного пространства мира. В настоящее время необходимость решения задач «цифровизации» всех сфер деятельности человека требует от школы изменения подходов к обучению математике и информатике, к подбору их содержания, усиливает роль раздела дискретной математики в математическом образовании обучающихся, актуализирует переход от преподавания предмета «Технология» «руками» к информационным технологиям и робототехнике. Изменившийся запрос на качество образования потребовал от современной школы модернизации образования, основным элементом которой становится своевременное обновление содержания образования на всех уровнях.

Важные вопросы, требующие разрешения при формировании содержания образования, нами формулируются так:

  • возможно ли одно содержание давать за разное время (базовое и ускоренное обучение);
  • возможно ли за одинаковое время давать разное по объему и глубине содержание.
Принципиальная позиция Лицея ИГУ заключается в понимании того, что всех надо учить одинаково хорошо, но не одинаково в плане объёма знаний по каждому из предметов. Нами реализуются следующие пути, ведущие к решению данного вопроса:
  • разработка программ учебных предметов, факультативов и внеурочной деятельности с разноуровневым содержанием;
  • разработка программ индивидуального обучения;
  • разработка программ с дистанционным сопровождением.
Требования к освоению учащимися основных образовательных программ должны быть тесно связаны с условиями организации образовательной деятельности. В Лицее создана и успешно реализуется система программ углубленного обучения дискретной математике и информатике в рамках основного и внеурочного образования.
В учебный план Лицея введены сквозные авторские учебные курсы:
  • «Развитие комбинаторно-логического мышления» для 5–7 кл.;
  • «Дискретная математика» для 8–11 кл.;
  • «Инженерная графика» для 5–7 кл.
Система внеурочной деятельности включает в себя авторскую образовательную программу курса «Основы робототехники» для учащихся 5–11 кл. На занятиях по математике мы воспитываем нестандартно мыслящих людей, которые в будущем смогут реализовывать свои идеи. При этом проигравших нет, даже если в какой-то момент ребенок уйдет в какое-то другое профильное направление, то он научится работать в команде, мыслить, находить нужную информацию, уметь в каждом члене команды ценить специалиста. Подобное взаимодействие позитивно сказывается не только на результатах обучения учащихся, но и на совершенствовании профессионального мастерства учительского корпуса. Опыт показывает, что умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками тесно связано со способностью сотрудничать с другими на основе положительной модели общения, т. е. на основе взаимопонимания, терпения и уважения.

Фото 3.jpg

Кузьмин О.В. представил сборник статей «Проблемы учебного процесса в инновационных школах», регулярно издаваемый в издательстве ИГУ под его редакцией с 1996 года

В обсуждении доклада участвовали: Васильева В.А., Кузнецова Т.И., Мильштейн М.С., Петрова М.А.

Фото 4.jpg

Вручение сертификатов

В заключение заседания руководитель семинара Т.И. Кузнецова представила и вручила О.В. Кузьмину сертификаты за активное участие с докладом авторского коллектива в составе Кузьмин О.В. и Кузьмина Е.Ю. в семинаре 2018/2019 учебного года.

Фото 5.jpg

До скорых новых встреч (очных и дистанционных)!

Во время заседания велась онлайн-трансляция, всего зарегистрировано более 20 участников. Следующее заседание семинара состоится 9 апреля 2020 года.

Научный руководитель Всероссийского научно-методического семинара
«Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом»
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Кузнецова, 
e-mail: kuzti45@gmail.com; О.В. Кузьмин, Е.Ю. Кузьмина









Возврат к списку